Расследование: одесские власти не имели права трогать Потемкинскую лестницу

«Реконструкция» Потемкинской лестницы была организована и профинасована за счет бюджетных средств органом местного самоуправления, который не имел на это полномочий, в результате чего территориальной громаде Одессы нанесен ущерб в сумме почти 22,5 млн.

Часть лестницы в ходе самовольных строительных и реставрационных работ была умышленно повреждена, что в дальнейшем приведет к неотвратимому ее разрушению.

Соответствующие факты обнародовал в своем блоге «Громадське Слідство» одесский общественник Григорий Козьма.

В соответствии с постановлением Совета Министров Украинской ССР № 970 от 24.08.1963 «Об упорядочении дела учета и охраны памятников архитектуры на территории Украинской ССР», Приморская лестница, расположенная по адресу: г. Одесса, Приморский бульвар и построена в 1841 году, была признаны памятником архитектуры Украинской ССР, находится под охраной государства (на данный момент указанное постановление действует и размещается на официальном веб-портале «Законодательство Украины по адресу). Согласно п. 4 разд. ИИ «Заключительные положения» Закона Украины от 16.12.2004 № 2245-IV «О внесении изменений в Закон Украины «Об охране культурного наследия» Приморская лестница, как объект, включенный в Список памятников истории и культуры республиканского значения в соответствии с Законом Украинской РСФСР «об охране и использовании памятников истории и культуры», до решения вопроса о включении в Государственный реестр недвижимых памятников считается памятником национального значения, пишет блогер.

На данный момент в Перечень памятников и объектов культурного наследия Одессы Приморская лестница фигурирует под названием «Приморская (Гигантская, Бульварная, Потемкинская) лестница». Обычно в СМИ и социальных сетях, этот памятник архитектуры называют «Потемкинская лестница».

Поскольку Потемкинская лестница является памятником национального значения, реконструкция предусматривалась программой комплексного социально-экономического развития Одессы на 2005-2015 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 30.11.2004 № 1604. Однако, финансирование именно этих работ не проводилось.

Со СМИ известно, что еще с 2014 года Одесский горсовет и городской голова Труханов пытались получить от Одесского облсовета 330 памятников архитектуры путем передачи из собственности территориальной громады Одесской области в собственность громады города Одессы. Среди этих объектов также фигурировала и Приморская лестница.

26.05.2016 Одесским облсоветом было принято решение №120-VII «О передаче неподвижных объектов-памятников архитектуры, расположенных на территории города Одессы, из общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов области в коммунальную собственность территориальной общины города Одессы», которым было передано 12 памятников, однако, Приморская лестница среди них не фигурировала.

В то же время, в п.3 этого решения отмечалось, что «передача-прием отдельных объектов культурного наследия, находящихся под охраной государства как памятники архитектуры национального значения, будет осуществлена по предоставлению соответствующего согласования Минкульта Украины, как соответствующего центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны культурного наследия».

Таким образом, к настоящему времени Приморская (Гигантская, Бульварная, Потемкинская) лестница является памятником архитектуры национального значения и не находятся в собственности территориальной громады города Одессы.

В то же время, управление капитального строительства Одесского горсовета в феврале 2016 подало объявления об осуществлении закупки предмету «Ремонтно-реставрационные работы памятника архитектуры «Приморская (Гигантская, Бульварная, Потемкинская) лестница», расположенной на Приморском бульваре в г. Одессе», период выполнения работ май 2016 – май 2017 года, ожидаемая стоимость закупки 14 507 100 грн., адрес объявления на официальном общегосударственном веб-портале «Государственные закупки».

В мае 2016 опубликовано объявление о результатах закупок, по которым победителем определено Малое предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр «Экострой», код ЕГРПОУ 23209234, местонахождение: 65020, м. Одеса, ул. Базарная, д. 120, кв.11. 06.05.2016 между победителем и управлением капитального строительства Одесского городского совета был заключен договор № Д-21/16 на сумму 14 447 563,92 грн.

По данным Официального портала публичных финансов Украины, управление капитального строительства по этому договору уплатило в целом 14 127 382,40 грн., В том числе:

24.05.2016 — 2 340 000,00 грн. (Аванс),

22.07.2016 — 2 213 580,78 грн.,

25.08.2016 — 3 241 600,44 грн.,

10.10.2016 – 16 068,00 грн. (Авторский надзор)

26.10.2016 — 2 512 151,65 грн.,

26.10.2016 – 16 068,00 грн. (Авторский надзор)

12.12.2016 – 37 698,00 грн. (Авторский надзор)

26.12.2016 — 2 191 204,16 грн.

26.12.2016 — 1 559 011,37 грн.

Все платежи, где отдельно не указано, что это авансовая предоплата или оплата услуг за авторский надзор, является очевидно такими, которые осуществлялись по актам выполненных работ.

На данный момент управлением капитального строительства Одесского городского совета перечислено МП ООО НПЦ «Экострой» 97,78% от общей суммы договора, то есть по уровню платежей «Ремонтно-реставрационные работы памятника архитектуры «Приморская (Гигантская, Бульварная, Потемкинская) лестница» должны быть закончены, однако это не подтверждается фото- и видеофиксацией состояния лестницы на январь 2017 года, которые были распространены в СМИ и социальных сетях, например:

Таким образом, Одесским горсоветом было уплачено 14 127 382,40 грн. за выполнение работ, которые фактически не выполнены, при этом, проводилась оплата работ на объекте, который не является собственностью территориальной громады города Одессы.

При дальнейшем изучении сведений Официального портала публичных финансов Украины, было установлено, что управление капитального строительства Одесского горсовета заключило с МП ООО НПЦ «Экострой» еще 2 договора на выполнение работ в зоне охраны памятника национального значения, а именно:

– Договор №Д58-16 от 29.07.2016 на строительство подпорной стены в районе наклонного лифта на Приморском бульваре в Одессе (имеется в виду фуникулер), по которому было уплачено 1499 998,64 грн., В том числе: 05.08. 2016 – 448 800,00 грн., 11.08.2016 – 726 114,35 грн., 25.08.2016 – 216 189,18 грн., 24.11.2016 -108 895,11 грн. Информация о закупке на сайтах «Прозорро» и «Государственные закупки» не обнаружено;

– Договор №Д104-16 от 13.10.2016 на строительство перехода между Лунным и Стамбульским парками в Одессе (общая сумма договора 12201500 грн.), По которому было уплачено 6831 141,42 грн., В том числе: 24.11 .2016 – 4822 237,12 грн., 25.11.2016 – 1987 892,30 грн., 23.12.2016 – 21012 грн. (Авторский надзор). Информация о закупке на сайте «Прозорро».

Строительство перехода предполагает открытие арочных перекрытий Приморских лестницы, то есть эти работы фактически выполняются на памятнике архитектуры национального значения.

Следует отметить, что Документацией конкурсных торгов как на «Ремонтно-реставрационные работы памятника архитектуры «Приморская (Гигантская, Бульварная, Потемкинская) лестница», так и на «Строительство перехода между Лунным и Стамбульским парками в Одессе» предусмотрено, что именно «участник отвечает за получение всех необходимых разрешений, лицензий, паспортов, сертификатов и т.д. на работы и самостоятельно несет все затраты на получение таких документов».

Однако, не обнаружены сведения, что исполнитель работ – МП ООО НПЦ «Экострой» – имеет необходимые разрешительные документы на проведение ремонтно-реставрационных или любых других строительных работ на памятнике национального значения, как это предусмотрено ч.1 ст. 26 Закона Украины «Об охране культурного наследия». Также не подтверждено получение исполнителем работ разрешений/деклараций на строительство перехода по данным Реестра разрешительной документации ГАСК.

В то же время, при общественных проверках состояния Приморской лестницы обнаружено, что указанному объекту культурного наследия нанесен вред из-за разрушения ракушнякового основания лестницы потоками воды с искусственно созданного исполнителем работ водовода, а также из-за отсутствия защиты ракушечника от агрессивной среды и низких температурных режимов.

Так, в ракушняковой основе образовалась промоина шириной полметра и длиной несколько десятков метров. Ракушечник был насыщен водой настолько, что вода стекала потоками в арочных перекрытиях, а после снижения температуры окружающей среды ниже 0С состоялось промерзания ракушечника.

Ситуацию относительно Приморских склонов в эфире передачи «Новый день» от 16.01.2017 Одесского филиала Национальной телерадиокомпании Украины прокомментировала Елена Воробьева, замначальника управления культуры, национальностей, религий и охраны объектов культурного наследия Одесской облгосадминистрации.

В частности, она отметила, что при проведении реставрации этого объекта культурного наследия исполнителем работ не был соблюден график работ, поскольку температурный режим проведения реставрационных работ – не ниже -5 ° С. Кроме того, по ее словам – так как памятник является объектом национального значения, в компетенцию управления культуры ООДА не относится инспекция объекта и инспекция проведения работ.

Таким образом, видно, что на объекте культурного наследия – памятнике архитектуры национального значения было организовано и профинасовано выполнения работ за счет бюджетных средств органом местного самоуправления, который не имел на это полномочий, в результате чего территориальной громаде Одессы нанесен ущерб в сумме почти 22,5 млн. грн., то есть в особо крупных размерах. Кроме того, из-за отсутствия действенного контроля за состоянием памятника национального значения, часть Приморской лестницы в ходе самовольных строительных и реставрационных работ была умышленно повреждена и в дальнейшем приведет к неотвратимому разрушению.

В действиях должностных лиц Министерства культуры Украины, Одесского городского совета и МП ООО НПЦ «Экострой» усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 298 (уничтожение, разрушение или повреждение объектов культурного наследия) УК Украины.

Кроме того, в действиях должностных лиц Одесского городского совета усматриваются признаки уголовного преступления, предусмотренного ст 210 (нецелевое использование бюджетных средств), 364 (злоупотребление властью или служебным положением) УК Украины.

P.S. «Фиговым листочком» на тендере Прозорро, номинально стал единственным конкурентом МП ООО НПЦ «Экострой», была Строительная компания «Градо-строй», которая до этого выполняла работы только на одной достопримечательности – Театре кукол. Интересно, что «Градо-строй» связывают с Алексеем Еремицей, депутатом Одесского горсовета от оппозиционного блока

P.S. P.S. Я не исключаю, что открытие кранов на водоводе и снятие гидроизоляционной пленки с ракушняковой основы Потемкинской лестницы было сделано умышленно, чтобы обосновать необходимость дополнительных средств на реставрационные работы, которые по договору уже почти закончились.

В связи с этим, я обеспокоен относительно состояния еще одной достопримечательности архитектуры – дома Руссова (ул. Садовая, 21), на проведение консервации которого МП ООО НПЦ «Экострой» также получило средства 2 платежами в декабря 2016 года на общую сумму 782 391,78 грн. и где работы до настоящего времени не начаты.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *