Парк “Юбилейный”: как в Одессе распродали с аукционов и застраивают прибрежную землю (фото)

 

Очередная скандальная стройка на приморских склонах. На этот раз – на 14-й станции Большого Фонтана.

Немногочисленные горожане с транспарантами растянулись вдоль набережной. Они пришли выразить свой протест к месту строительства на территории уничтожаемого горсоветом приморского парка. На акции протеста присутствуют несомненные завсегдатаи: сотрудники СМИ с телекамерами, довольно многочисленная полиция. На этот раз пришли даже помощники новоизбранного в Одессе нардепа (однако, не сам народный избранник) заявивший об участии в этом мероприятии. Случай для нашего города небывалый. Никого нет только от одесского горсовета. Представители застройщика тоже здесь. Они внимательно наблюдают за реакцией миллионного города. Погожий выходной летний день. Многотысячная толпа купающихся на пляжах. Застройка склонов их не тревожит. Вспомним, как эта история начиналась?

Архитектурный геноцид

По решениям сессии, принятым горсоветом, вся горизонтальная часть приморских склонов в Одессе, пригодных для массового, открытого отдыха, подлежит застройке. Это стало возможным благодаря антигосударственной политике городской власти, направленной на уничтожение курортного города, имевшего огромный оздоровительный и рекреационный потенциал. Ни один из возведенных в прибережной зоне объектов не соответствует своему многообещающему названию. Вдоль набережной построены обычные жилые дома различной этажности. Не стал исключением участок площадью 1га, проданный в декабре 2005 года на открытом земельном аукционе за 16,5 млн. гривен. Покупатель – ДП «Интергал-Буд».

Представитель застройщика, руководитель группы управления проектами Р.В. Лёшенко своих намерений не скрывает. Он пояснил протестующей общественности: «В границах полученного на 1га госакта мы хотим построить три девятиэтажки. При этом, для укрепления части склона, отведенной под застройку, необходима подпорная стенка длиной 300 метров». Поэтому горсовет выдал застройщику разрешение на установку забора вдоль всей проектируемой стенки и огражденный участок составил 2,3 га. Для подвоза стройматериалов запроектирована дорога с двусторонним движением длиной 700 метров, перекрывающая центральный спуск к морю по пешеходной лестнице. Ширина дорожного полотна по проекту – шесть метров. Фактически дорога запроектирована на существующей пешеходной террасе, ведущей к морю, обсаженной многолетними маслинами. Вот эту террасу, по проекту, и надлежит превратить в семисотметровую дорогу, расширив ее до шести метров, путем среза склона. Многолетние маслины уже уничтожены. Предстоит колоссальный объём работ по срезке и вывозу грунта, который был завезен при уполаживании склонов, что является неотъемлемой частью берегоукрепительных работ, проведенных в 70-е годы. Дорогу на косогоре, ведущую к стройплощадке, должны удержать тридцатиметровые сваи. Срезка берегового склона только порождает оползневые процессы. Это – прямое вредительство. Впрочем, застройщик иного мнения – он сам заказал экспертизу, которая выдала нужное ему заключение. Горсовет, распродававший приморские земли, на этот процесс не влияет.

Фото: 2019: 14 ст. Б. Фонтана: Стройка «Интергал-Буд»

Сохранение «трассы здоровья» в планы «Интергал-Буд» не входит: «Наша дальнейшая задача – закольцевать автомобильное движение таким образом, чтобы транспорт возвращался по уже существующей дороге (Т.е. «трассе здоровья»). Мы постараемся решить этот вопрос с вашей городской властью. Какая «трасса здоровья?!» Когда построятся другие землевладельцы, купившие на торгах ваши склоны, которые также приступили к строительству, никакой «трассы здоровья» здесь всё равно не будет! Такова мировая практика!» – любезно пояснил митингующим одесситам представитель застройщика. «Возле «трассы здоровья» предусмотрено отдельное место для КНС (Канализационно-насосной станции). Фекальные массы жилого комплекса под давлением будут качаться насосами на ул. Львовскую» – успокоил недовольных граждан г-н Лёшенко. Под пятном застройки оказались подземные коммуникации общегородского значения: галерея и водоотводящая штольня для подпочвенных вод. Это обстоятельство застройщика не смущает. Уже сегодня там создастся свайное поле под жилой комплекс. Кстати, эти работы не входят в заказанный горсоветом проект по строительству подпорной стенки.

Строительство незаконных высоток горсовет разделил на два этапа, на каждый из которых оформлен отдельный пакет документов, в том числе – отдельно выданы градостроительные условия. (Главный и единственный разрешительный документ, необходимый для проектирования, выдаваемый горсоветом).

Первый этап – это подпорная стенка, необходимость в которой внезапно возникла после продажи склонов. Этот проект чиновники не скрывают. Заказчик – УИЗТГ (Управление инженерной защиты территорий города).[1]

Второй этап – градостроительные условия на жилой комплекс, о котором в горсовете, якобы ничего не знают, и «документов на который не видели». Г-н Лёшенко продемонстрировал горожанам этот второй пакет, прокомментировав его.

Но самое интересное в этом деле нам открыл и.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства Одесского горсовета (Далее – УАГ) г-н Шайденко: «Как оказалось, градостроительные условия на строительство надземной части, то есть жилого многоквартирного комплекса, под которым красуется подпись бывшего начальника УАГ, покойного А. Голованова, горсоветом не выдавались». Сегодня этим вопросом занимается прокуратура Одесской области. Производство открыто по статье самоуправство. Будут ли виновные привлекаться к уголовной ответственности за мошенничество и подделку документов – зависит от нашей прокуратуры. Кстати, расследование ведется не с подачи горсовета. Небезразличные местные жители посодействовали.

Впрочем, получение градусловий для застройщика не проблема. УАГ беспрепятственно выдает их всем новоявленным собственникам, скупающим приморские склоны. В Генеральный план все проданные участки заботливо и заблаговременно включены. План Зонирования, как разъяснил мне М. Шайденко, «не может быть препятствием для выдачи градусловий, как таковых: землевладелец, к примеру, может задекларировать постройку административных зданий, допустимых по Зонингу. Никаких препятствий до ввода объекта в эксплуатацию горсовет создавать не имеет права, потому что на стадии строительства априори недоказуемо нарушение функционального назначения территории. Вопрос этажности Зонинг регулирует только в зоне жилой застройки, а склоны к ней не относятся. Детальный план территории (Далее – ДПТ) склонов, при наличии Генплана и Зонинга, не обязателен. Вот если бы Зонинга не было, – тогда другое дело…» Теперь становится понятно, зачем принимался Зонинг! В данном случае исполняющий обязанности начальника УАГ Одессы, по моему глубокому убеждению, говорит заведомую неправду, ведь градусловия выдаются сегодня для строительства не административных зданий, а т.н. «рекреационных комплексов», под которые продавались приморские склоны, а Зонинг таких объектов не допускает!

Выслушав мои аргументы о недопустимости и незаконности этой стройки, М. Шайденко пояснил: «В пакете разрешительных документов на строительство согласований и заключений УАГ уже не требуется. Мы обязаны выдавать градусловия. В противном случае от нас этого потребуют через суд…». Здесь нам придется прерваться и совершить небольшой экскурс в бурные девяностые…

Фото: 2019: Аркадия: Склоны: Получение градусловий для застройщика – не проблема.

Досье преступлений горсовета

Пока мы с Вами мечтали о возрождении и процветании Украинского государства, у городской власти в Одессе вызревали другие планы. Социальные приоритеты советского времени, когда большая часть бесценных приморских земель была занята здравницами, пришлись руководству города не ко двору. Товарищам коммунистам в Советском Союзе позволено было многое. Народ и партия были, как известно, едины, но из одной тарелки никогда не хлебали. Закрытые обкомовские дачи за неприступным забором, медицинское и продовольственное спец обслуживание и прочие привилегии кастовой системы страны советов воспринимались, как должное. Но сытые свиньи – хуже голодных волков! С завистью смотрели они на усадебные поместья в капиталистических странах, во время многочисленных служебных командировок. Лозунги, начертанные на революционных знаменах, не позволяли им развернуться по – настоящему, показав свое истинное лицо. И вот долгожданный возврат к ненавистной буржуазной системе – свершился!

Теперь можно не только безнаказанно красть из бюджета. Появилась возможность переписать на себя целые заводы, фабрики, предприятия. Если необходимо, доведя их до искусственного банкротства.

Не стали исключением одесские санатории, дома отдыха, оздоровительные детские лагеря. Дорогу к разграблению преграждало Законодательство прежних времен.

Любое строительство начинается с Генерального плана города. Принятый в 1989 году, перед самим распадом Советского Союза, Генплан, предполагал сохранение существующих, за немногим исключением, здравниц, их дальнейшее развитие. Особая роль отводилась прибрежным склонам с перспективой создания уникального приморского парка, тогда же получившего название «Юбилейный».

Фото: Нагорному бульвару – не быть: Часть санатория им. Горького застроена жилыми домами

Начался процесс внесения изменений в неугодный Генеральный план города.

Прочитав предполагаемую главу, мы можем отследить и проанализировать поэтапно, – как принимались противозаконные решения об уничтожении курортной зоны, легализирующие жилую застройку.

16 мая 1996 года горсовет принимает решение №83-XXI, в соответствии с которым было разрешено новое строительство и реконструкция старого жилого фонда в границах жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) вне границ оздоровительного назначения, где возможно изменение их целевого назначения – для строительства и обслуживания индивидуального жилья. На землях оздоровительного и рекреационного назначения также было разрешено новое строительство, но без изменения целевого назначения. Разрешение на строительство жилых домов на указанных территориях – не давалось, т.к. это противоречило бы существующему градостроительному законодательству. С целью регуляции и контроля строительства горсовет разработал и утвердил решением №122-ХХII от 27.02.1997 года специальную «Схему функционально-планировочной организации приморских территорий». В ее графической и текстовой части наглядно представлены и перечислены территории, не подлежащие приватизации. В этот перечень вошли земли общего пользования, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, парки, скверы, а также земли водного фонда – прибережная защитная полоса, граница которой была установлена от уреза воды, включая пляжи и территории, прилегающие к пляжам до верхней береговой кромки, включая проектируемый Нагорный бульвар (не менее 100 метров от уреза воды). Ради справедливости напомню, что «Схема» принималась при Э. Гурвице и соблюдалась до прихода руководства Р. Боделана в 1998 году.[2]

Здесь необходимо упомянуть еще один документ, который должен был навести порядок и регулировать процесс земельных правоотношений. Его соблюдение исключало возможность разграбления прибрежной зоны в Одессе. Это Приказ №85 от 26 августа 1997 года Государственного комитета Украины по земельным ресурсам, который утвердил «Положение о земельно-кадастровой инвентаризации населенных пунктов». Данное Положение являлось нормативно-правовым документом, который уже тогда должен был сформировать базу для ведения государственного земельного кадастра, определить количественный состав земель, контролировать процессы землепользования, приостанавливать права собственности в случае нецелевого использования и т.д.

В самый разгар незаконной раздачи земельных участков в прибрежной зоне Кабинет Министров издал постановление №1900 от 10.12.2003 г., обязавшее горсовет провести «инвентаризацию земель приморского побережья с отнесением их к соответствующим категориям земель оздоровительного и рекреационного назначения и выделением их в натуре (на местности)». Излишне уточнять, что на рекомендации Кабинета Министров горсовет наплевал, ведь за такие вещи сегодня никого не стреляют и не сажают.

Впоследствии, в 2003 году, при проведении проверок законности использования земель рекреационного и оздоровительного назначения в г. Одессе, сотрудники Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией при Президенте Украины, возглавляемом О. Колинько, констатировали невыполнение Одесским горсоветом выше упомянутого Приказа №85 Госкомзема, грубейшие нарушения ряда других законов, при полном бездействии контролирующих и правоохранительных органов власти, сотрудники которых бесплатно получили в качестве взяток земли разграбленных санаториев, функциональное назначение которых незаконно изменено решениями Одесского горсовета.[3] Коррупционерам необходимо было избавиться от Генерального плана города, определившего стратегию развития побережья на предстоящие 25 лет и утвержденного Советом Министров.

С этой целью горсовет заказал Киевскому НИИ «Гипроград» и утвердил на сессии в 2000-2001 годах градостроительную документацию на всю прибрежную зону, которая подменила собой действующий Генплан. Интересна формулировка решений горсовета, утвердивших этот проект: «Установить, что генеральный план г. Одессы 1989 года и «Схема функционально-планировочной организации приморских территорий» действует в той части, в которой они не противоречат указанным решениям….». Объектом «противоречия» стали сотни гектаров территории пляжей, склонов и санаториев, исключенные из действующего Генплана, и подлежащие т.н. «рекреационно-жилой застройке». (Термин, который отсутствует в градостроительном и земельном законодательстве, вошедший в местный обиход при главном архитекторе города В.Л. Глазырине). Этот проект разработан в грубейшем противоречии с Земельным и Водным кодексами. Его общественное обсуждение, как того требовал Закон, не проводилось.[4]

Выводы правительственной комиссии были четки и недвусмысленны: «Одесский горсовет не заинтересован в исполнении существующего законодательства Украины. Ему не нужно устанавливать собственников земельных участков или землепользователей. Он нарезает землю, что называется, «по-живому».

С целью продажи земельных участков в прибрежной зоне, по своему усмотрению, а не по закону, городской совет сначала решил фактически «подкупить» правоохранительные и судебные органы власти путем бесплатной передачи в частную собственность работникам областных аппаратов милиции, прокуратуры, суда земельных участков в престижном районе города. В обмен на небольшую услугу городской совет получил индульгенцию на дальнейшие нарушения законодательства в сфере земельных и градостроительных отношений».

Перечень получателей разграбленных земель возглавляют: прокурор Одесской области М.В. Косюта, прокурор г.Одессы – А.М. Меденцев, председатели районных судов – О.М. Головченко, Л.Г. Личман и др., а также десятки не менее именитых руководителей – СБУ, милиции, прокуратуры, судей и приближенные городской власти.[5]

Фото: 2019 год: 10 ст. Б.Фонтана: Нагорному бульвару – не быть: территория Д/О «Маяк» бесплатно роздана под жилую застройку. Одесские пляжи: зона платных услуг.

В 2005-2006 годах прокуратура вносила протесты на решения о незаконной застройке прибрежной зоны. (Когда прокурору города А. Меденцеву со товарищи пришлось уйти с занимаемой должности (но не из прокуратуры).

Гурвиц в это время был мэром Одессы, язвительно – издевательски комментировал на сессии эти протесты и лично вносил проекты решений об их отклонении. Труханов уже тогда был депутатом, лидером фракции «Регионов», наиболее многочисленной в горсовете, активно лоббировавшей незаконную застройку. Он авторитетно помалкивал. Здесь необходимо пояснение. Надуманная горсоветом «проблема» состоит в том, что отсутствие утвержденных проектов об отведении границ парка «Юбилейного» а также водоохранных зон, с точки зрения юридического департамента горсовета, и вторящих ему неподкупных судей, означает для нас лишь одно: в Одессе нет ни Приморского парка, ни пляжей, и можно продолжать безнаказанно штамповать решения о строительстве, нарезая землю, что называется, «по-живому».[6]

Работы по исполнению решения горсовета № 6720-VI от 10.06.2015 года «О разработке ДПТ прибрежных склонов от ЦПКиО им. Т. Шевченко до 16-й ст. Б. Фонтана с учетом создания парка «Юбилейный» в г. Одессе» не принять которое было уже чересчур курьезно, и выделении границ парка в натуре, Труханов всячески тормозит, негласно сотрудничая с застройщиками, скупающими прибрежные земли. Когда приморские склоны окончательно превратятся в одну большую жилзону – нанесем строения на карты Генерального и Детального плана.[7]

Водоохранные зоны до сих пор не установлены по той же причине, что и границы парка: их проект был разработан Киевским НИИ «Гипроград» еще в 2002 году, однако, на утверждение сессии горсовета не выносился – его принятие значительно усложнило бы разворовывание побережья!

В 2016 году горсовету пришлось-таки, наконец, «озаботиться» и водоохранными зонами: принято решение о разработке проекта землеустройства «Об установлении границ территории земель водного фонда и водоохранных зон». Заказчик – Управление коммунальной собственности горсовета. (решение №900 –VII созыва от 30.06.2016 года). Каким видится этот проект руководству города, выносившему его на сессию в декабре 2018 года – тема отдельного разговора, но принцип отведения границ тот же, что и парка «Юбилейного», о чём подробно рассказывает в своих статьях Юрий Никитин[8],[9].

Торг на склоны отменяется

Распродажа приморских склонов, как уже было сказано, началась в 2005 году, с возвращением в Одессу Э. Гурвица.

«Продажа земли на аукционе – один из главных бюджетоформирующих источников города – с гордостью сообщала нам начальник департамента финансов С.Н. Бедрега в своих отчетных докладах. Когда источник иссяк, Светлана Николаевна с горечью констатировала недополучение средств в бюджет развития города. (См. подшивку газеты горсовета «Одесский вестник» 2005-2010 гг. Десятки публикаций на эту тему).

«До каких пор Вы будете продавать склоны?! Есть ли у Вас хоть какой-то проект освоения побережья?» – этот вопрос я задавал тогдашнему начальнику Управления земельных ресурсов Одесского городского совета (Далее – УЗР) Ирине Коврижных. «Продажа приморских склонов – волевое решение Гурвица! Проекта нет. Продавать будем до последнего клиента. Городу нужны деньги!». (При Боделане был и проект ДПТ – все закатать в асфальт и застроить). Конец ускоренной распродаже положило постановление Кабинета Министров № 90 от 22.02.2008 г. «О некоторых вопросах проведения земельных аукционов» и внесение изменений в «Закон о планировании и застройки территорий» в соответствии с которыми выставлять на продажу участки можно лишь при наличии проекта на их застройку. (Именно так была продана часть Одесского ипподрома в 2010 году, за 2 месяца до переизбрания Гурвица: 8 га земли за 73 млн. гривен – под размещение жилых домов и торгово-развлекательный комплекс.) Если бы не изменения в законодательстве, на склонах не осталось бы ни одного квадратного метра непроданной территории.

Вопрос целесообразности распродажи приморских склонов я задавал также начальнику управления финансов горсовета С.Н. Бедреге: «Неужели Вы, как начальник управления, с опытом работы в горсовете с 2002 года, не могли повлиять на это безобразие? Ведь для бюджета города полученные от продажи средства – не деньги! Есть-ли у Вас по этому поводу свое мнение?»

«Если Вам нужны конкретные цифры – пожалуйста!» – таков был ответ Светланы Николаевны. По поводу целесообразности, я как всегда, не по адресу! Не один из руководителей и ответственных лиц горсовета ответа на этот вопрос знать не желает!

Фото: 2010 г Французский б-р. 60/1. Незаконная застройка склонов «апартаментами».

И все-таки есть на приморских склонах проданные под застройку участки, где строить никто ничего не будет, и на которых никаких спекуляций с подпорными стенками горсовет предпочитает не затевать. Их соседями-смежниками оказались достаточно известные и влиятельные в городе люди, конфликтовать с которыми Труханову не по зубам! (см. карту землепользования в прибрежной зоне, представленную журналистам 4 апреля 2012 года в одесской мэрии и размещенную на сайте горсовета).

Правовые методы по-трухановски

А теперь вспомним публичные обещания Г. Труханова, предшествовавшие принятию нового Генерального плана в 2015 году, что даже на проданных участках приморских склонов горсовет строительства не допустит. Действительно, это могло стать реальностью, если бы трухановский горсовет изначально отмежевался от принятых прежней властью решений. В таком случае в Новом Генплане не должно было быть проданных земельных участков – ни в графической, ни в текстовой части. Пришла новая власть, которая повернулась к горожанам лицом, появилась новая концепция освоения побережья. Что здесь непонятного? Возникал прецедент, когда земля находится в собственности, но строить на ней ничего нельзя – в мировой практике подобных примеров немало. Можно было даже присвоить парку «Юбилейному» на приморских склонах статус территории природно-заповедного фонда, со временем воссоздав там великолепный ландшафтный парк Государственного значения. В такой ситуации и в суде было бы чем мотивировать. Но в горсовете рассудили иначе, всемерно помогая владельцам купленных участков реализовать свое «право» собственности. Напомню, как это было сделано.

В 2013 году Генплан проходил общественное обсуждение. Небезразличные горожане устно и письменно высказали свое мнение. С целью устранения недостатков, выявленных в результате общественного обсуждения, распоряжением тогдашнего городского главы А. Костусева была создана согласительная комиссия, в состав которой вошли представители общественности и горсовета. Вопрос сохранения парка «Юбилейного» на приморских склонах в полном объёме был одним из приоритетных и наиболее резонансных.

Двух мнений у общественности по вопросам «Юбилейного» не было: на проданных земельных участках строительства быть не должно. Эти вопросы были проголосованы комиссией положительно. Я также принимал в ее работе участие. Однако, не мнение горожан и их законные интересы легли в основу при доработке Генплана, а негласные, закулисные указания руководства города. (Кстати, не только по склонам, а также по санаториям и другим важнейшим вопросам).

Все проданные участки склонов в Генплане, принятом в 2015 году, были сохранены, в результате чего площадь парка уменьшилась с 365 до 250 гектаров. Перед утверждением «доработанный» Генплан даже не выставили на обозрение, не дав возможности представителям согласительной комиссии выступить на сессии при его принятии, лишив возможности секретаря комиссии С. Диброва и депутата горсовета Г. Селянина задать вопросы. Случай исключительный по своей наглости и циничности даже для одесского горсовета! Главный архитектор нового Генерального плана Т. Несвит, чье краткое выступление предваряло голосование в сессионном зале, категорически отказалась отвечать также и на мои журналистские вопросы по окончании сессии. Продолжать можно долго, но все сводится к одному: такие понятия, как шайка бандитов и горсовет в Одессе являются синонимами.[10]

Фото: Застройка приморских склонов. Вид с мыса Большой Фонтан

И вот теперь, когда украденные у народа земли нанесены на карты Генплана, как «неприкосновенная частная собственность» мы с вами должны охранять права этих воров, и относиться к ним, как к миротворцам и благодетелям, тем самым давая санкцию на дальнейшие преступления и навсегда отрезая путь к восстановлению справедливости!

«Мы действуем в правовом поле» – заверяет представитель «Интергал-Буда» г-н Лёшенко протестующую общественность.

«Мы действуем в правовом поле» – вторит ему Г. Труханов.

Если это у Вас – «правовое поле» – то что же тогда – произвол, уважаемый г-н Труханов?! Тем временем, как Геннадий Леонидович сидит в своем кабинете, на стройке происходят спонтанные столкновения между горожанами и застройщиком. Пока – только на словах. Двое молодых людей, решительно настроенных прекратить незаконное строительство непопулярными методами, коль скоро не получается по-закону, пытались убедить застройщика, что действует он все-таки не в правовом поле! Когда они самостоятельно приступили к демонтажу ворот, чтобы зайти на объект, куда охранники никого не пускали, г-н Лёшенко любезно позвонил им снять ворота и впустить всех желающих. Интересен поучительный диалог, состоявшийся на акции протеста между автором этих строк и г-ном Лёшенко:

– Что Вы будете делать, если таких активистов соберется несколько тысяч? Ведь строить они Вам все-равно не позволят!

– Если это произойдет, – значит, мы живем не в правовом государстве!

(Как это ни парадоксально, понятие «правовое государство» стало в Одессе символом произвола, разжигаемого и покрываемого городской властью!).

– Вы согласились бы получить назад деньги, уплаченные в 2005 году горсовету за этот участок и ничего здесь не строить?

– Может, мы бы и согласились, с учетом индексации и компенсации всех понесенных расходов. Пока что мы такой активности одесситов не наблюдаем и не прогнозируем!

– До свидания! Спасибо за откровенность!

После того, как разрешение на строительные работы было аннулировано Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины (Далее – ГАСК), на основании отсутствия градусловий, стройка продолжалась уже самовольно. Причем создавалась, как уже было сказано, не подпорная стенка, к строительству которой даже не приступали, а свайное поле под здания.[11]

По жалобам и обращениям местных жителей сотрудники областного ГАСКа прибыли для проведения внеочередной проверки. Однако, работы в этот день не велись, строительная техника была выведена. (За день до приезда в Одессу Президента Украины В. Зеленского). Зайти на объект не удалось даже сотрудникам ГАСКа, охрана их не пустила. Ворота пришлось открывать, как всегда, – местным активистам. При осмотре участка представителями ГАСКа присутствовали кадровые сотрудники УИЗТГ – заказчика т.н. подпорной стенки, во главе с заместителем управления В. П. Парфеновым, который не смог мне ответить на элементарный вопрос: «Виталий Павлович! Вы, как специалист с многолетним опытом, можете отличить свайные гнезда под обычные семиметровые сваи, которые уже насверлены на участке, и по проекту предназначены под фундамент зданий, от буронабивных тридцатидвух метровых, с диаметром более метра, которые предусмотрены по проекту подпорной стенки?»

Стыдливо потупясь, Виталий Павлович опустил глаза и молчал перед телекамерами. Сказать ему на этот раз было нечего. (Это тот самый Виталий Парфенов, который в начале лета убеждал на брифинге журналистов, что строится будет только подпорная стенка!».

Самую грязную работу высшее руководство горсовета выполняет руками чиновников рангом пониже. Так уж повелось в нашем городе. В случае возобновления строительства проверка ГАСКа будет проведена.

А пока что благодаря негласной политике г-на Труханова можно безнаказанно размещать в городе биг-борды с рекламой многоквартирных высоток «Интергал-Буд» вопреки Плану Зонирования, и стометровой водоохранной зоне, не дожидаясь принятия ДПТ склонов и проведения его общественных слушаний.

Фото: 2019 год: г-н. Лёшенко увещевает протестующую общественность.

Зависит от нас

Как хочется нашей широкой, бездействующей общественности (от слова общество), чтобы все решалось автоматически в ее пользу, но без ее участия. (В урну бумажки бросить на выборах – невелика заслуга!). Толстокожий мещанин, никогда не имевший малейших признаков совести, хочет торжествовать и паразитировать на чьей-то сознательности, пользуясь всеми возможными благами. Главные, судьбоносные решения должны приниматься в каких-то судебных инстанциях. Кабинеты судей открываем ногами! Кто там у нас сегодня на смене? Екатерина Танцюра или Наталья Ильченко? Проиграли в первичной инстанции – не беда, идем до Верховного! Суду предстоит выяснить, что нужнее: здоровье наших детей или коттеджи с гаражами в прибрежной зоне. Так суд уже все давно выяснил! Один из многочисленных примеров – судебная тяжба прокуратуры города с горсоветом по поводу застройки двадцати гектаров приморских склонов греческой компанией с иностранными инвестициями «Миханики-Украина». Прокуратура этот суд выиграть не могла! В решении суда сказано четко и недвусмысленно: высотки на приморских склонах строятся в интересах территориальной громады – для улучшения отдыха наших граждан – никак не иначе! (умение выворачивать Законодательство на изнанку, выполняя любые проплаченные заказы, – тема отдельного разговора о наших судах, – она необъятна!) (см. Решение суда по делу № 25/289-06-6691А на 22 страницах).

И когда судья И. Малярчук в хозяйственном суде Одесской области зачитывала нам это решение, поглядывая в окошко, возражать было некому! Улица не волнуется. Все те же Дибров с Никитиным да Мазепа с Рухлиным, полтора года ходивших на заседания, и освещая судебные перипетии, пытаясь достучаться до высокой сознательности нашей широкой общественности. (К счастью, проект этот похоронен совсем по другим причинам, главная из которых – банкротство т.н. инвестора).

Неужели суд должен быть главным регулятором и арбитром во взаимоотношениях громады с избираемой ею властью? Справедливый суд, как доследовал в свое время еще Ф. Достоевский, – самый поздний плод самого справедливого общества. Когда же, наши граждане, наконец, усвоят, что начинать нужно с себя!

Фото: экс-главный архитектор Одессы В.Л. Глазырин демонстрирует проект фирмы «Миханики-Украина»

Одесса без Труханова

Сегодня Г. Труханов обещает взять под свой личный контроль скандальную стройку на 14-й ст. Большого Фонтана. Такую информацию он разместил на своей странице в Фейсбуке. Его поддержали депутаты, входящие в состав профильной комиссии по архитектуре и градостроительству, проголосовавшие за создание специальной рабочей группы, которая будет заниматься «расследованием» этого вопроса. (!) В состав рабочей группы изъявили желание войти представители общественной организации «Спільна мета», принимавшие участие в акциях протеста, а также местные жители ЖСК «Трудовий відпочинок» проживающие на смежной территории по адресу: Фонтанская дорога, 157. Законно получив небольшие участки по три сотки земли еще в конце двадцатых годов прошлого века, которые выдавались заслуженным медработникам, они превратились в заложников территории. Стройка не только закрывает им вид на море, но порождает оползневые процессы. К великому сожалению, широкая общественность трехсоттысячного Киевского района, привыкшая беспрепятственно отдыхать на этом участке склонов, участия в их защите, как обычно, не принимает. Даже на акциях протеста, которые на этот раз анонсировались достаточно широко, почти никто из них не пришел! (Ну что Вы, там такие деньги! У вас ничего не получится! Такие доводы горожан мне приходится слышать на каждом шагу уже много лет).

Я дал согласие на свое участие в этой рабочей группе с единственной целью – минимизировать шансы городской власти затеять очередной обман перед выборами, что исключать мы не вправе. Впрочем, свои соображения я уже изложил на заседании профильной комиссии, проиллюстрировав их конкретными документами. Серьезный разговор на эту тему неизбежно должен начаться с конкретных вопросов:

Почему горсоветом похоронен проект создания Нагорного бульвара вдоль побережья на склонах, а на его месте выросли коттеджи для боделавских родичей и приближенных городской власти? (Главные виновники до сих пор работают в горсовете и состоят почетными членами градостроительного совета).

Почему распродавались приморские склоны в период, когда Г. Труханов был депутатом горсовета, лидером самой многочисленной его фракции?

Почему до сих пор не утверждены водоохранные зоны, проект которых разработан Киевским НИИ «Гипрогрод» еще в 2002 году по заказу горсовета, во исполнение постановлений Кабинета Министров?

Почему не выносится на утверждение сессии ДПТ приморских склонов, изготовленный «Гипрогродом» еще в 2017 году, не отводятся границы парка «Юбилейный» в натуре – т.е. на местности?

Геннадий Леонидович говорит, что разработка этой документации требует времени. Сколько же Труханову еще нужно времени для утверждения Правил эксплуатации пляжей, проект которых горсовет разработал еще в начале 2014 года, и даже пытался инсценировать их общественное обсуждение, при этом категорически отклонив альтернативный вариант этих правил, предложенный общественностью, не допускавший сдачи пляжей в аренду? Не хотите наш – утверждайте свой! Прошло пять лет. Труханов тормозит принятие этих правил, изыскивая любые предлоги, хотя никакой документации здесь разрабатывать уже не нужно. За это время он отдал своим распоряжением в аренду практически все пляжи, которые не сдали до него Гурвиц и Боделан. Здесь он – несомненный лидер. А не принимаются «Правила» все по той же причине – Закон обязывает проводить их общественные слушания! Не то, чтобы сами слушания Труханова отпугнули – собрать в сессионном зале представителей арендаторов под видом незаангажированной общественности, как это было сделано в 2014 году, для Труханова в нашем городе не проблема! Курьезен уже сам факт проведения таких слушаний: придется засветить сдачу Одесских пляжей в аренду за всю пятилетку! В ежегодных отчетах перед громадой городской голова об аренде пляжей не сказал ни единого слова. На сайте одесского горсовета, самого прозрачного в Украине, как уверяет нас Г. Труханов, информация о пляжах отсутствует. (Распоряжения городского головы о сдаче пляжей в аренду можно откапать в общем списке распоряжений, а вот отдельного реестра с датами заключения договоров и указанием арендуемой площади, на сайте вы не найдете! Тем более не увидите панорамных фотоснимков. (Вообще никаких). Мне не удалось получить эту информацию даже по письменным запросам.[12]

Фото: 2019 год: 15 ст. Б. Фонтана: Последний свободный муниципальный пляж на Фонтане, отданный в аренду в 2019 году.

Что может сделать Геннадий Труханов, не ответив на поставленные вопросы?

Задекларировать свою голословную «озабоченность», – лишь потому, что на скандальных объектах успели побывать его оппоненты?

«Если не остановить произвол по застройке одесского побережья, через пять лет Одесса будет окончательно уничтожена! Необходим мораторий на застройку прибрежной зоны» – сказал в своём интервью А.Саакашвили во время посещения строек на Б.Фонтане.

Если Геннадий Леонидович действительно хочет напоследок хоть что-то сделать для города, чтобы ему не плевали вслед, как его предшественникам, нужно не так уж много:

  • Приостановить застройку приморских склонов, прекратив выдачу новых разрешительных документов на строительство до утверждения проектов ДПТ и водоохранной зоны сессией горсовета.
  • Инициировать пересмотр разрешительной документации на строительство, выданной ранее с грубейшим нарушением законодательства.
  • Внести изменения в Генеральный план (срок как раз подошел: изменения – раз в пять лет) исключив из него периметры проданных под застройку участков приморских склонов.

В Генплане, принятом в 2015 году, прописано, что участь проданных участков приморских склонов будет решаться на стадии принятия ДПТ (т. 4., с.33). Этот детальный план изготовлен «Гипрогродом» еще в марте 2017 года. Об этом чиновники УАГ заявляли нам тогда дружным хором. Д. Шайденко даже утверждал, что «мы будем выносить этот детальный план на конституционный совет. Причина – все та же: слишком большое количество проданных земельных участков». Теперь об этом ДПТ чиновники предпочитают не вспоминать. (Главный чертеж этого документа, в электронном виде, состоящий из семи сегментов, я опубликовал в 2017 году на сайте «За всю Одессу» в публикации «Застройка приморских склонов. Точка невозврата». Более года публикация находилась на сайте).[13] А возвращать проданные участки мы – не желаем! Шкурный интерес здесь присутствует, и вернуть их не так просто, как продать! (При желании эту проблему за 5 лет можно было решить). Вопрос возврата средств застройщику из городского бюджета – как вариант, также не исключается.

Я это предлагал в свое время А. Костусеву, а также Г. Труханову, но адекватной реакции не дождался. С кем только я не пытался обсуждать эту тему из представителей высшего руководства города! Все стрелки они почему-то замыкают на Г. Труханове. (Мы – маленькие люди, от нас ничего не зависит, необходимо волевое решение первого лица города). Налицо все признаки психологии «винтиков» тоталитарной, рабской системы в ее классически уродливом виде!

Когда под мэрским креслом шатается – мы демонстрируем поразительную находчивость и пронырливость: в Киев умеем вовремя съездить (и не с пустыми руками). Если понадобится – и с Президентом – на «Ты!». И самые затруднительные вопросы – решаются! А вот для людей что-то сделать – не тут-то было!

Фото: 2019 год: 12 ст. Б.Фонтана: Средства на намывку пляжа в Горсовете отсутствуют.

Претенденты на роль городского головы не должны уподобляться Труханову, без труда заполучившего должность мэра благодаря позорному бегству А. Костусева и критике Э. Гурвица, в своей предвыборной программе предложить конкретную, выполнимую программу: что, и, главное, как они намерены делать для спасения нашего города.

Виталий Рухлин

Приложения:

  1. Документация с техническими параметрами подпорной стенки.
  2. Схема функционально-планировочной организации Приморских территорий.
  3. Результаты проверок сотрудников Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией при Президенте Украины, возглавляемом О.Колинько. Далее: Выводы правительственной комиссии под руководством О.Колинько).
  4. Решения № 1971-XXIII от 26.01.2001 г.; №№ 2150;2151;2152 – XXIII от 17.04.2001, графическую часть к ним (карты) и их комментарий правительственной комиссией под руководством О. Колинько).
  5. Выводы правительственной комиссии под руководством О.Колинько
  6. Решения №75-V от 27.06.2006 г. и № 5254-IV от 09.01.2006 г. «О рассмотрении протестов прокуратуры»)
  7. Решение №6720-VI от 10.06.2015 г.)
  8. https://dumskaya.net/post/ukrast-u-gosudarstva-schitayu-vozmozhnym/author/
  9. https://dumskaya.net/post/poteryannye-berega/author/
  10. Акт КП «Горзелентрест» об обследовании и инвентаризации зелёных насаджений на зем. участке «Интергал-Буд»).
  11. Карта городских пляжей с учётом арендуемых участков по состоянию на 2013 год).
  12. ДПТ приморских склонов от ЦПКиО им. Шевченко до 16 ст. Б.Фонтана
  1. (См. скан: Документация с техническими параметрами подпорной стенки)
  2. (См скан: Схема функционально-планировочной организации Приморских территорий)
  3. (Скан: см.: Результаты проверок сотрудников Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией при Президенте Украины, возглавляемом О.Колинько. Далее: Выводы правительственной комиссии под руководством О.Колинько).
  4. (Скан: см.: решения № 1971-XXIII от 26.01.2001 г.; №№№ 2150;2151;2152 – XXIII от 17.04.2001, графическую часть к ним (карты) и их комментарий правительственной комиссией под руководством О. Колинько).
  5. (Скан. см.: Выводы правительственной комиссии под руководством О.Колинько).
  6. (См. скан: Решения №75-V от 27.06.2006 г. и № 5254-IV от 09.01.2006 г. «О рассмотрении протестов прокуратуры»)
  7. (См. скан: Решение №6720-VI от 10.06.2015 г.)
  8. https://dumskaya.net/post/ukrast-u-gosudarstva-schitayu-vozmozhnym/author/
  9. https://dumskaya.net/post/poteryannye-berega/author/
  10. (См. скан: Акт КП «Горзелентрест» об обследовании и инвентаризации зелёных насаджений на зем. участке «Интергал-Буд»).
  11. (См. скан: документация с техническими параметрами подпорной стенки).
  12. (См. скан: Карта городских пляжей с учётом арендуемых участков по состоянию на 2013 год).
  13. (См. скан: ДПТ приморских склонов от ЦПКиО им. Шевченко до 16 ст. Б.Фонтана)
Share

Парк “Юбилейный”: как в Одессе распродали с аукционов и застраивают прибрежную землю (фото): 1 комментарий

  • 01.11.2019 в 18:34
    Permalink

    Спасибо за статью, можно ли разместить ссылки на прилагаемые документы?

    В тексте пару раз опечатка с «Гипрогрод» -> «Гипроград»

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *